Волков Михаил Владимирович: Темы курсовых работПоследнее изменение: 15/09/2022 18:13:31Темы курсовых работ для студентов 3-4 курсовПроблема конечного базиса тождеств для полугрупп унитарных подмножеств в группеПодмножество группы назовем унитарным, если оно содержит единицу группы. Совокупность U(G) всех унитарных подмножеств данной группы G образует полугруппу относительно операции умножения подмножеств. При каких условиях на конечную группу G полугруппа U(G) имеет конечный базис тождеств? Аналогичный вопрос представляет интерес для подполугруппы в U(G), порожденной подгруппами группы G. Проблема конечного базиса тождеств для полугрупп дважды стохастических матрицКвадратная матрица с неотрицательными действительными элементами называется дважды стохастической, если сумма элементов в каждой ее строке и в каждом ее столбце равна 1. Нетрудно понять, что множество DS_n всех дважды стохастических матриц nxn-матриц замкнуто относительно умножения и транспонирования матриц, т.е. образует инволютивную полугруппу. Задача состоит в исследовании тождеств DS_n как полугруппы и как инволютивной полугруппы. Нижние оценки порога синхронизации для сильно связных апериодических автоматовКонечный автомат называется
На рисунке изображен сильно связный синхронизируемый (но не апериодический!) автомат. Кратчайшее синхронизирующее слово для него - baaabaaab. Известно (см. [1]), что сильно связный апериодический автомат синхронизируем и, если в таком автомате n состояний, то у него есть синхронизирующее слово длины не больше [n(n+1)/6]. В то же время никакие нетривиальные нижние оценки для порога синхронизации, т.е. длины кратчайшего синхронизирующего слова, для сильно связных апериодических автоматов с n состояниями пока неизвестны. Задача состоит в том, чтобы либо найти такие нижние оценки, либо улучшить указанную верхнюю оценку из [1]. Литература:
Синхронизация автоматов как игровая задачаОпределение синхронизируемого автомата см. выше. На процесс синхронизации можно смотреть как на игру по следующим правилам. Игровым полем является граф автомата. В начальный момент каждое состояние автомата покрыто фишкой. Каждая буква из входного алфавита автомата задает ход: все фишки скользят вдоль стрелок, помеченных данной буквой и оказываются на новых состояниях. При этом если на каком-то состоянии после хода оказывается более одной фишки, то все фишки, кроме одной, снимаются. На рисунке сверху показано некоторое расположение фишек на одном автомате с пятью состояниями и входным алфавитом {a,b}. Внизу слева показано, как изменится расположение фишек, если сделать ход, соответствующий букве b, а справа показан результат хода, отвечающего букве a. Игра считается выигранной, если поле некоторой последовательности ходов на игровом поле останется ровно одна фишка. Нетрудно сообразить, что выиграть в описанной игре можно в том и только том случае, когда автомат синхронизируемый, а выигрывающие последовательности ходов в точности соответствуют синхронизирующим словам. Теперь предположим, что в игру по описанным правилам играют два игрока: Алиса и Боб. Они ходят поочередно, причем первой ходит Алиса. Ее цель - как можно быстрей синхронизировать автомат, т.е. придти к позиции, когда на игровом поле останется ровно одна фишка. Цель Боба прямо противоположная - воспрепятствовать синхронизации. Будем считать, что Боб побеждает, если на игровом поле повторится позиция, в которой присутствует больше одной фишки. Такую игру будем назвать игрой синхронизации на данном автомате. Ряд естественных задач об играх синхронизации разобран в [1]. Предлагается исследовать такие вопросы:
Предлагается также исследовать модификацию игры синхронизации, в которой очередность ходов Алисы и Боба определяется некоторым потенциально бесконечным вправо направляющим словом w над алфавитом {a,b}: слово w побуквенно читают слева направо, и Алиса ходит всякий раз, когда прочитана буква а, а Боб - всякий раз, когда прочитана буква b. ("Стандартная" игра синхронизации, описанная выше, соответствует направляющему слову ababab....) Литература:
Нижние оценки порога синхронизации для нетотально синхронизируемых автоматовПерекраской автомата А называется любой автомат А', полученный из А некоторой последовательностью перестановок букв на стрелках, исходящих из каждого состояния. Автомат называется тотально синхронизируемым, если все его перекраски - синхронизируемые автоматы. Например, можно проверить, что автомат, изображенный на рисунке выше, тотально синхронизируемый. Как и выше, будем называть автомат с n состояними n-автоматом. Все известные на сегодня (см. [1]) медленно синхронизируемые автоматы, т.е. n-автоматы с порогом синхронизации, близким к (n-1)^2, тотально синхронизируемы. Наилучшая нижняя оценка для порога синхронизации нетотально синхронизируемых n-автоматов, которую можно извлечь из известных примеров, имеет порядок n^2/2. Интересно было бы улучшить эту оценку, указав серию примеров нетотально синхронизируемых n-автоматов с порогом синхронизации, более близким к (n-1)^2. Литература:
Расстояние редактирования до синхронизированного автоматаИзвестно, что если граф автомата А сильно связный и наибольший общий делитель длин его циклов равен 1, то существует перекраска автомата А, которая является синхронизируемым автоматом. (Это так называемая теорема о раскраске дорог, она доказана в 2007-м году.) Переключением назовем обмен меток двух рёбер, исходящих из некоторой вершины. Таким образом, перекраска - это некоторая последовательность переключений. Допустим, что дан автомат с сильно связным графом и наибольшим общим делителем длин циклов, равным 1, и мы хотим перекрасить его в синхронизируемый автомат. Сколько переключений может для этого понадобиться? Интерес представляет максимум числа необходимых переключений, а так же то, на каких автоматах этот максимум достигается. Понятно, что искомый максимум зависит от числа состояний и числа букв автомата. Можно для начала ограничиться случаем автомата с двумя буквами. Деревья минимального весаРассматриваются полные бинарные деревья, т.е. деревья, в которых каждый узел, не являющийся листом, имеет ровно двух сыновей. Весом листа такого дерева называется произведение числа правых и левых ребер в пути от корня дерева к этому листу; весом дерева называется сумма весов его листьев. На рисунке изображено дерево веса 19; внутри каждого листа указан его вес. Пусть у дерева n листьев. Каков минимальный вес такого дерева? Сколько существует деревьев минимального веса? Задача имеет важные приложения в теории автоматов. Сложность вычисления эффективной размерностиПусть G=(V,E) - конечный ориентированный граф (возможно с петлями, но без кратных ребер). Матричной реализацией размерности n для графа G называется взаимно однозначное отображение F объединения множеств V и E во множество М, состоящее из |V|+|E| матриц размера nxn над полем комплексных чисел и такое, что произведение двух матриц Х и Y из М равно матрице Z из М в случае, когда X=F(v), Y=F(v'), Z=F(e), где v,v' - вершины, а е - ребро с началом v и концом v', и равно нулевой матрице во всех остальных случаях. Эффективной размерностью графа G называется наименьшая размерность его матричной реализации. Например, для графа с одной вершиной v и петлей e эффективная размерность равна 3, так как легко указать две такие 3х3-матрицы X=F(v) и Z=F(e), что XX=Z и XZ=ZX=ZZ=0, но 2х2-матриц с такими свойствами не существует. Известно, что задача вычисления эффективной размерности данного графа принадлежит классу PSPACE. Требуется доказать (или опровергнуть), что она является NP-трудной. Темы курсовых работ для студентов 2-3 курсовСопровождение сайта кафедры (несколько тем)
Смотрите также: |