Темы для отчетного эссе

Последнее изменение: 21/11/2024 08:56:05

Общие замечания

  1. Каждая тема может быть выбрана несколькими (максимум четырьмя) магистрантами при условии, что они работают независимо друг от друга. (Последнее условие легко проверяемо.)
  2. Эссе не должно быть длинным (максимум 12 страниц) и должно отражать Ваши собственные взгляды на обсуждаемый вопрос.
  3. Эссе должно быть написано на грамотном русском, английском или немецком языке и оформлено в свободном, но аккуратном стиле.
  4. Если при написании эссе Вы использовали генеративный ИИ, то обязательно напишите, какой именно и в какой степени.

Сроки, формат и способ доставки

Эссе следует присылать по адресу m dot v dot volkov at urfu dot ru до 24.12.2024 в теле письма или в прикрепленном файле в формате pdf. Своевременное прочтение эссе, присланных позже, не гарантируется.

Возможные темы

Некоторые темы перечислены ниже. Список тем будет пополняться. Если Вас интересует какая-то другая тема, близкая к содержанию курса, напишите мне о ней, и я Вам сообщу, годится ли эссе по этой теме для отчетности.

  • Обзор книги Хелен Суорд "Stylish Academic Writing"

Посмотрите видеолекцию Хелен Суорд и почитайте ее книгу. (С желающими выбрать эту тему для эссе я поделюсь информацией, как получить доступ к книге Суорд.) Согласны ли Вы с ее мыслью, что "элегантные данные и идеи заслуживают элегантного изложения", или считаете, что для научного текста главное - понятность и точность, а элегантность - дело второстепенное? По "научному происхождению" Хелен Суорд - литературовед, специалист по модернистской поэзии. Накладывает ли это отпечаток на ее советы и рекомендации? Какие из них показались Вам неожиданными? какие могут применены в Вашей работе, а какие - нет?

Европейская ассоциация теоретических компьютерных наук (EATCS) с 2014 года присуждает звание лауреата выдающимся ученым-информатикам (не только европейским). Недавно правление EATCS попросила лауреатов сформулировать советы молодым людям, начинающим или планирующим научную карьеру в области информатики. Восемь лауреатов поделились краткими советами, а один (Майкл Феллоус) написал довольно обстоятельное эссе.

Прочитайте советы. Какие из них показались Вам неожиданными? С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Чьи советы импонируют Вам больше всего?

Тему выбрали: Максим Джигиль, Анастасия Коваленко, Дарья Пономарева, Михаил Глухой - тема закрыта

  • Олимпиады в университете - полезны они или вредны с точки зрения научной работы студентов?

Предлагается поспорить с такими тезисами (или, наоборот, поддержать их):

  1. Олимпиады бесполезны с точки зрения научной работы, так как новое знание не создается.
  2. Стиль мышления, который развивается у участников олимпиады, вреден с точки зрения научной работы, поскольку решение серьезной научной задачи необходимо проходит через стадии погружения и инсайта, что требует времени, которого нет на олимпиаде.
  3. Олимпиадные навыки сводятся к быстрому осознанию того, какой прием из имеющегося арсенала годится в данной задаче, в то время как научном творчестве важнее создание новых приемов.
  4. Олимпиадное движение в целом дезориентирует студентов, которые неправильно отождествляют спортивные способности со способностями к научной работе.

Тему выбрали: Никита Колчанов, Валерий Конколович, Максим Рудаковский

Прочитайте эссе. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Есть ли в этом эссе что-то новое по сравнению со статьей Халмоша, упоминавшейся на лекциях? Как Вы думаете, почему Гольдрайх не ссылается на Халмоша? Укажите, в чем, по Вашему мнению, проявляется то, что Гольдрайх в отличие от перечисленных авторов не математик, а специалист в области компьютерных наук.

Тему выбрали: Ахмед Аль-Hеджади Mохаммед, Артём Сливный

Прочитайте эссе. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? В чем лично Вы видите долг ученого перед обществом?

Тему выбрали: Салам Каирбеков, Егор Абросимов

Прочитайте указанные материалы. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Как по-Вашему должна оцениваться научная работа? Распространены следующие количественные показатели научной работы:

  1. число публикаций,
  2. число цитирований,
  3. индекс Хирша.

Какой из этих показателей представляется Вам наиболее адекватным для оценки научной работы и почему? Попробуйте проанализировать, как повлияет на поведение "среднестатистического" ученого выбор одного из этих трех показателей в качестве основного мерила научной работы.

Прочитайте эссе. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Какие советы показались Вам странными? Как отражается в эссе специфика компьютерных наук? Как Вам кажется, можно ли сделать по содержанию эссе какие-то выводы о уровне магистрантов в том вузе, где преподает автор (Florida Institute of Technology), и о научном уровне самого автора?

Тему выбрали: Ксения Астахова, Максим Доброхотов

Прочитайте эссе. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Есть ли в этом эссе что-то новое по сравнению со статьей Халмоша, упоминавшейся на лекциях? Какие советы Госса Вы решили "взять на вооружение", а какие показались не столь важными?

Тему выбрали: Матвей Прытков, Елизавета Щербакова, Алексей Белослудцев

  • Автоматическая генерация (псевдо)научных статей

Изучите материалы на сайте SCIgen - An Automatic CS Paper Generator. Как Вы относитесь к деятельности авторов программы SCIgen и их последователей в России? Почему существуют конференции и журналы, которые принимают автоматически сгенерированные статьи? Как Вам кажется, возможно ли создание автоматического распознавателя автоматически сгенерированных статей?

Тему выбрали: Фёдор Барков

Прочитайте конспект курса лекций (предостережение - это семестровый курс и его конспект занимает 118 страниц!). Что нового для себя Вы узнали? Хотелось бы Вам посетить такой курс? В курсе принимали участие несколько приглашенных "звезд". Чье выступление показалось Вам наиболее интересным?

Тему выбрали: Егор Максимов

Оливье Данви - автор презентации о том, как делать доклады, которая сейчас подробно разбирается на лекциях. В 2015-м году он прочитал семестровый курс по научным коммуникациям в Национальном университете Сингапура. Прочитайте слайды Данви. Появилось ли в курсе 2015-го года что-то существенно новое по сравнению с презентацией 2001-го года? Изменились ли взгляды автора на обсуждаемый предмет и если да, то как?

  • Существует ли "отдельная" студенческая наука?

Предлагается поспорить с такими тезисами (или, наоборот, поддержать их):

  1. Не бывает науки первого и второго сорта, мужской и женской науки. Поэтому наука не должна делиться и на "взрослую" и "детскую".
  2. Вместо организации отдельных студенческих конференций целесообразно стимулировать участие студентов в полноценных научных конференциях.
  3. Поскольку студентам и аспирантам необходимы публикации, а оформить статью на должном уровне им трудно, необходимы отдельные журналы для аспирантов и студентов.
  4. Студентам трудно конкурировать с опытными исследователями за научные гранты и прочие ресурсы, поэтому должна существовать отдельная система студенческих грантов.

Тему выбрали: Екатерина Чемезова, Антон Васюнин, Артем Чуриков

  • Обзор книги Стивена Кранца "A Primer of Mathematical Writing"

Книга Кранца, опубликованная Американским математическим обществом в 1997 году, представляет собой детальный и разумный учебник для математиков, желающих, чтобы их идеи и результаты были опубликованы, прочитаны и получили признание. Книга хорошо написана, содержит много полезных примеров и служит основой соответствующего курса во многих американских университетах. С желающими выбрать эту тему для эссе я поделюсь информацией, как получить доступ к книге Кранца. Предлагается прочитать книгу, выделяя и комментируя те новые моменты, которые Кранц добавляет к классическим рекомендациям Халмоша.

Тему выбрали: Мария Чусова

  • Обзор книги Стивена Кранца "A Mathematician's Survival Guide. Graduate School and Early Career Development"

Книга Кранца, опубликованная Американским математическим обществом в 2003 году, представляет собой детальный и откровенный рассказ о том, как делаются первые шаги в карьере профессионального математика в США. Понятно, что значительная часть практических советов в этой книге привязана к американской специфике, но книга представляет интерес и для отечественного "юноши, обдумывающего житье". С желающими выбрать эту тему для эссе я поделюсь информацией, как получить доступ к книге Кранца. Предостережение - книга довольно объемная.

  • Обзор книги Жан-Люка Лебрюна "Scientific Writing: A Reader and Writer’s Guide"

Книга Лебрюна опубликована издательством World Scientific в 2007 году. Она написана ясным и живым языком, содержит множество примеров, упражнений и диаграмм и сама по себе является прекрасным образцом того, как можно сделать изложение сложного материала занимательным не в ущерб четкости и строгости. С желающими выбрать эту тему для эссе я поделюсь информацией, как получить доступ к книге Лебрюна. Автору эссе надо будет осветить такие вопросы: с какими рекомендациями Лебрюна Вы согласны? какие показались Вам спорными или неприменимыми к публикациям в области математики и компьютерных наук? удалось ли Вам улучшить Вашу собственную статью (диссертацию, реферат), следуя советам Лебрюна?

Жан-Люк Лебрюн - профессиональный тренер в области научных презентаций. Его блог "When the scientist presents" велся с января 2009 года и задуман как дополнение к книге Лебрюна, опубликованной издательством World Scientific. Однако блог можно читать и в отрыве от книги; он содержит массу интересных материалов и хорошо структурирован. Автору эссе надо будет выделить несколько тем, которые кажутся наиболее интересными, и сформулировать свое отношение к выводам и рекомендациям Лебрюна.

Прочитайте эссе. Автор предполагает, что понятие "colloquium talk" известно читателю. Какое у Вас сложилось представление о том, что такое "colloquium talk"? Было ли в эссе что-то новое для Вас? Какие советы показались Вам полезными? Какие моменты кажутся Вам неверными или устаревшими?

Тему выбрали: Анна Отман, Михаил Черногоров, Кирилл Сидоров, Мария Никифорова - тема закрыта

Прочитайте эссе. С чем Вы согласны? С чем Вы несогласны? Что показалось Вам неожиданным? (Заметьте, что некоторые рекомендации Рота сформулированы в нарочито провокационном стиле.) Попробуйте с высоты своего сегодняшнего опыта сформулировать 10 советов первокурснику нашего факультета по принципу "10 советов, которые мне в свое время было бы полезно услышать".

Тему выбрали: Евгений Щепелин, Леонид Дербенев

Прочитайте заметки. Нашли ли Вы в них что-нибудь полезное? новое? неожиданное? Можете ли Вы добавить еще какого-нибудь персонажа к списку "задир"? Если да, постарайтесь сформулировать соответствующую защитную стратегию.

Тему выбрали: Елена Грохотова

  • Работа с онлайн-курсом издательства Шпрингер для авторов и рецензентов

Проработайте разделы "Writing a journal manuscript", "How to submit a journal manuscript", "Writing in English", "How to Peer Review". Нашли ли Вы в них что-нибудь полезное? новое? неожиданное? Пройдите тесты в конце каждого раздела. Сообщите мне Ваши результаты (только честно!). Как Вы думаете, какие из Ваших ответов были засчитаны как неверные и почему?

  • Свободная" тема

Чтение этого курса было полезным для меня, так как побудило систематизировать многие важные идеи и рекомендации и соотнести их со своим личным опытом. А для Вас? Что нового для себя Вы узнали? Какие советы были/показались ценными? Что не понравилось? Какие советы были/показались бесполезными? Что из того, о чем Вам хотелось бы услышать в курсе такого рода, не прозвучало? А может быть, Вы знаете какой-то очень полезный совет, который я мог бы использовать при последующих исполнениях этого курса (я предполагаю его исполнить как минимум еще один раз)?

Смотрите также: